Интервью Caliber.Az с научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, председателем организации «Евразийское деловое сотрудничество», кандидатом исторических наук Александром Воробьевым.
- Какой политики собирается, по-вашему, придерживаться Россия на Южном Кавказе?
- Современная российская политика на Южном Кавказе носит сбалансированный характер. Ее цели очевидны – это поощрение экономической кооперации как внутри самого региона, так и между странами Южного Кавказа и РФ. А также развитие транспортных коридоров. В целом такая политика выгодна всем сторонам - в ней все в выигрыше. Экономическое процветание и стабильность - это то, в чем заинтересованы все стороны. Самым негативным сценарием для России являются кризис, война, разжигание регионального противостояния. Это все не в интересах России, но при этом это может быть в интересах внерегиональных игроков. Поэтому политика России на Южном Кавказе зиждется на взвешенных, сбалансированных позициях.
- Какой динамики стоит ожидать в отношениях России с Турцией?
- Полагаю, что каких-то резких прорывов, подвижек как в позитивную, так и в негативную сторону ожидать не стоит. Скорее всего, политика, которую мы сегодня наблюдаем в двусторонних отношениях, продолжится и дальше. То есть это экономическое сотрудничество и какие-то торги по ключевым геополитическим аспектам, к примеру, по Украине, Сирии, курдам. В целом Москва и Анкара имеют широкий спектр для двустороннего диалога. Это и безопасность, и логистика, и экономика. Думаю, что ключевыми темами двустороннего диалога России и Турции будут развитие газового транзита и продовольственная тематика, включая зерновую сделку. А также торгово-экономические связи, где Турция выступает хабом для транзита товаров из третьих стран в РФ. Это будет означать рост товарооборота между Москвой и Анкарой. Ну и, конечно же, это вопросы туризма. Кроме того, можно ожидать в дальнейшем облегчения взаиморасчетов и признания платежных систем.
Геополитические вопросы, к примеру, Украина и Сирия, будут временами создавать напряжение в отношениях. Периодически напряжение может довольно сильно возрастать, но в целом, думаю, что оно останется в рамках допустимого, без чрезмерных эскалаций.
- Существуют ли сейчас признаки, что Запад пытается усилить давление на Россию через Южный Кавказ?
- Да, существуют. Похоже, что Запад стремится усилить давление на Россию через Южный Кавказ, создавая там определенные очаги напряженности - если не открытых боевых действий, то хотя бы угрозы их разрастания. Однако я не думаю, что эти попытки носят целеустремленный характер. У стран Запада на Южном Кавказе и в Центральной Азии имеются и иные интересы, в том числе экономические, а региональная нестабильность может кроме России навредить экономическим, сырьевым интересам самого Запада. Кроме того, на Западе понимают, что страны Южного Кавказа не будут в восторге от того, что кто-то пытается раскачать ситуацию, уничтожить стабильность в регионе. Безусловно, определенные попытки есть, но они носят сбалансированный или контролируемый характер.
В целом, конечно же, Запад пытается усилить свое политическое, экономическое, военное влияние в странах Южного Кавказа. Однако нужно понимать, что ровно то же самое Запад делает на протяжении последних 30 лет. Так что ничего нового в этом нет. Это обычная конкуренция государств за место под солнцем и за кусок пирога.
- Вчера в Ереване состоялся саммит ОДКБ. Как вы оцениваете итоги саммита?
- Армения вряд ли получит внеплановую военную помощь от ОДКБ. Какие-то ранее запланированные поставки вполне могут осуществляться. Нужно понимать, что Армения - член ОДКБ, и есть определенные планы, график работы, планы военно-технического сотрудничества. Все это работает в дежурном, плановом режиме, но не более того.
И Россия не выступит против Азербайджана, поскольку, как я указал выше, Москва стремится проводить сбалансированную политику на Южном Кавказе, и очевидное занятие позиции в пользу одной из сторон идет вразрез с этой политикой сбалансирования и взаимодействия со всеми странами региона.
- Существует ли угроза самороспуска ОДКБ?
- Угрозы самороспуска ОДКБ не существует. Разговоры об этом носят спекулятивный характер и призваны подогреть нездоровую атмосферу. Каких-либо очевидных причин для самороспуска ОДКБ не наблюдается. Блок работает в штатном режиме, есть финансирование и организационная структура. Политических изменений в странах региона, которые привели бы к радикальному пересмотру внешней политики стран - участниц ОДКБ мы тоже не наблюдаем.
https://caliber.az/post/125143/