Избрание президента на частично признанном Тайване сопровождалось очередной напряжённостью в китайско-американских отношениях из-за ситуации в регионе. Китай, считающий остров частью своей территории, неоднократно выражал протест из-за оказываемой США помощи Тайваню. В свою очередь в Вашингтоне подливали масла в огонь, заявляя о будущей отправке на остров неофициальной американской делегации.
На фоне подобного обострения перед выборами, как сообщает RTVI, китайская авиация и военно-морские силы увеличили свою активность в регионе. И, несмотря на однозначный отказ от объявления независимости свежеизбранным президентом, напряжённость между Китаем, Тайванем и США в регионе не стихает.
Руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков в разговоре с Metro напоминает, что тайваньский сепаратизм появился не вчера.
— После того как на Тайване наступила демократизация, то есть в конце 80-х – начале 90-х годов, образовалась Демократическая прогрессивная партия и заявила, что её целью является именно достижение Тайванем независимости. Китай при этом предупредил, что объявление Тайваня независимым означает немедленную войну.
При этом эксперт отмечает, что признание независимости острова ни на что не повлияет:
— Большая часть населения Тайваня заинтересована в том, чтобы сохранить нынешний статус-кво. То, что Тайвань является частично признанным государством, на самом деле ничего не меняет, с тайваньским паспортом можно въехать во многие страны, в том числе в Россию, без визы.
Как поясняет Котков, развитие экономики Тайваня позволяет ему избегать объединения с Китаем. Именно это является главным аргументом в пользу сохранения островом статуса частично признанного государства.
— Если бы на Тайване было бы плохо с экономикой, то они бы давно приползли в Китай по программе "Одна страна — две системы" (подразумевает сохранение экономической и политической автономии входящими в состав Китая регионами. — Прим. ред.).
При этом в реальности вооружённого сценария возвращения Тайваня востоковед сомневается. По его словам, такое развитие ситуации несёт для Китая больше вреда, чем пользы.
— Китай этого военного конфликта не хочет, потому что это очень большие репутационные потери для КНР. Кроме того неизвестно, сколько продлится этот конфликт и чем он закончится, это в Китае хорошо понимают. Китай имеет возможность захватить Тайвань, только если США по каким-то причинам не смогут оказать островному государству помощь.
Однако Котков подчёркивает, что мирный сценарий становится в отношениях материка и острова всё менее вероятным.
— Надо понимать, что с каждым годом возможностей на мирное воссоединение Китая и Тайваня становится всё меньше и меньше. И самое главное — чем дольше страны существуют раздельно, тем больше появляется людей, для которых Китай историческая родина, не более того. Возникает тайваньская идентичность, ярче всего это проявляется у народностей. А учитывая, что нынешний президент представляет Демократическую прогрессивную партию, процесс сепарации будет только усугубляться.
Но и завоевание острова будет для Китая своеобразным ударом. Как отмечает эксперт, помимо выхода в Тихий океан с обретением Тайваня китайское руководство получит 23 миллиона нелояльных граждан.
И именно по этой причине обе стороны сейчас находятся в шатком балансе, разрушить который может лишь чья-то опрометчивая провокация.
https://www.gazetametro.ru/articles/kak-kitaj-otreagiroval-na-itogi-vyborov-na-tajvane-16-01-2024